Комната страха: русский против американца
Встречаются русский владелец диснейленда и американский. Решили сравнить у кого страшнее комната страха, чтобы понять, кто из них лучше понимает психологию страха и может действительно напугать посетителей. Оба были уверены в превосходстве своих аттракционов, но хотели получить объективную оценку.
Американская комната страха
Русский заходит в американский парк развлечений, чтобы оценить их «комнату страха». Он ожидал увидеть классические элементы ужаса, и его ожидания полностью оправдались. Там были мумии, иссохшие, обмотанные бинтами, их пустые глазницы казались бездонными. Скелеты, закрепленные на стенах и подвешенные к потолку, угрожающе щелкали зубами при малейшем движении воздуха. Монстры, выполненные с высокой степенью реализма, с острыми когтями и светящимися глазами, выскакивали из темноты, заставляя сердце учащенно биться. Зловещая музыка, скрипы, стоны и внезапные громкие звуки создавали атмосферу постоянного напряжения. Всё это было сделано с голливудским размахом, с использованием передовых спецэффектов и грима. Русский отметил профессионализм исполнения, но почувствовал, что это скорее предсказуемый набор клише, чем настоящий, выбивающий из колеи страх.
Русская комната страха
Затем настала очередь американца оценить русскую «комнату страха». Он зашел внутрь, ожидая увидеть нечто столь же зрелищное, но, возможно, с русским колоритом. Однако, его сразу же окутала полная, непроглядная темнота. Это был длинный, извилистый коридор, где не было видно ни единого луча света, ни намека на декорации. Американец шел, идет, идет, и чем дальше он продвигался, тем сильнее его охватывало чувство тревоги. Тишина была почти абсолютной, прерываемая лишь его собственным дыханием и стуком сердца. Отсутствие визуальных раздражителей, к которым он привык в американских аттракционах, делало его воображение еще более активным. Он начал представлять себе всё, что могло скрываться в этой кромешной тьме, и это было страшнее любой мумии или скелета. Время тянулось бесконечно.
Наконец, он увидел слабый, мерцающий свет впереди. Надежда на выход или хотя бы на какое-то облегчение подтолкнула его вперед. Он идет дальше, и вот, в центре небольшого, тускло освещенного пятачка, он видит фигуру. Сидит грузин со свечкой. Свечка едва освещала его лицо, создавая причудливые тени. Американец, уже изрядно потрепанный нервами, подошел ближе.
Грузин, не меняя выражения лица, медленно поднял голову и посмотрел на американца. Его взгляд был спокойным, но в нем читалась какая-то древняя мудрость или, возможно, лукавство. Он задал вопрос, который совершенно выбил американца из колеи:
— Ты попу мыл?
Вопрос был настолько неожиданным, настолько абсурдным в контексте комнаты страха, что американский владелец на секунду замер, пытаясь осмыслить услышанное. Его мозг, привыкший к логике хоррора, совершенно не мог обработать такую информацию. Поняв, что его пытаются сбить с толку, и, возможно, это и есть главный «страшный» элемент – психологическое воздействие, он ответил, стараясь сохранить самообладание:
— Мыл.
В тот же миг, грузин с невозмутимым видом задул свечку. И снова полная, абсолютная темнота, но теперь она была наполнена непредсказуемым, иррациональным страхом, порожденным абсурдом и полной неизвестностью. Американец понял, что русский владелец превзошел его, создав страх не через зрелищность, а через воздействие на самые глубинные, иррациональные струны человеческой психики, играя на ожиданиях и разрушая их самым неожиданным образом.